build your own website

Athanasy

Разбор демо-версии научно-фантастической новеллы с элементами антиутопии, а также небольшая беседа с разработчиком.

Современный мир уже несколько десятилетий медленно, но неотвратимо приближается к идеям и технологиям, о которых мы читали в книгах Оруэлла, Брэдбери и Дика. И если раньше антиутопию можно было увидеть только в книгах или фильмах, то в последние несколько лет глобализация и стандартизация, повсеместный контроль со стороны государства и гигантских сверхкорпораций стремительно набирают темп и приближаются к своей цели семимильными шагами. Ученые тоже не сидят сложа руки, и то, что совсем недавно казалось невозможным, уже вовсю используется как минимум военными и Большим Братом.
Mobirise

«Подними эту банку!». А, нет, погодите. Не та игра. Но смысл тот же.

Athanasy позиционирует себя как научно-фантастическую игру с элементами драмы и детектива. Главный герой по имени Джосайя Кавиани живет в антиутопическом мире после некоего страшного события, именуемого Фиолетовой смертью. Что скрывается под этим названием, демо-версия не говорит, но ясно, что это событие было глобальным и затронуло всю планету и ее обитателей, возможно, сделав атмосферу непригодной для жизни. Как следствие, город, в котором проживает Джосайя, находится под куполом, а синее небо можно увидеть только через огромные экраны на улицах – они установлены не для красоты, а чтобы поддерживать внутренние биологические часы людей. По крайней мере, так говорят. Сам же герой считает, что небо на экранах служит напоминанием человечеству о том, что оно потеряло.

Что находится за пределами купола – неизвестно. Вернее, неизвестно игроку, персонажи игры, возможно, знают, что там. Единственное, что видно за толстым слоем стекла – водоросли, а за ними – опять стекло. Даже одна такая деталь игрового мира дает простор для воображения и создания теорий: люди могли уйти жить под воду; водоросли закрывают от людей настоящий, живой мир, или же ужасные последствия ядерной войны; за куполом скрывается остальная часть корабля поколений; возможно, никакого мира там нет вовсе. Гадать можно бесконечно долго. И причем весь игровой мир состоит из таких вот небольших деталей, рассказывающих историю и делающих мир живым. В этом плане разработчики проработали игровой мир до мельчайших подробностей.

На начало игры Джосайя является безработным и ожидает ответа из Министерства, куда подал что-то вроде резюме или, если точнее, исследовательскую работу. Что будет дальше – зависит от игрока.


На данном этапе говорить о сюжете пока еще рано, в демо-версии игроку показывают лишь экспозицию. Завязки как таковой нет, но отчетливо виднеется толчок, ведущий историю к ней, будь то устройство Джосайи на работу и его первое задание или знакомство с симпатичной рыжеволосой девушкой.

Mobirise

Некое событие, произошедшее в далеком прошлом, за долгие годы успело обрести религиозный окрас, выгодный властителям мира сего. Не знаю, задумывали ли это авторы, но лично я вижу здесь параллели с одной известной историей о парне, которого распяли римляне две тысячи лет назад.

Одна из основных составляющих визуальных новелл – графика. Athanasy, на мой взгляд, стоит особняком от остальных новелл. Во-первых, сам антиутопический мир будущего, пестрящий нанотехнологиями, биотехнологиями и синтезом органики с механикой по умолчанию выделяется на фоне жанра визуальных новелл, действия в которых почти всегда происходят в нашем, обычном мире. А во-вторых, нарисовано все превосходно. Нет, конечно, Бьянка и Сьерра из «Рейда» мне нравятся больше (но спрайты остальных персонажей «Рейда» заметно проигрывают Athanasy), а изображения городских улиц и интерьеров можно хоть на заставку ставить. В какой-то мере мне они показались очень похожими на официальные арты Civilization: Beyond Earth, а в чём-то даже и лучше них. Если разработчики не испортят сюжетную часть игры и продолжат рисовать так же необычно и интересно, то Athanasy можно будет смело называть «надеждой РУВН», что бы это ни значило.

Вообще, когда я читал новеллу, я постоянно чувствовал, что этот мир мне уже знаком, что я его знаю. Наверное, авторы игры вдохновлялись теми же книгами, играми и фильмами, что нравятся мне, поэтому и появилось такое чувство. Но об этом позже.

А теперь к звуковому сопровождению. Athanasy повезло с композиторами: музыка в игре держится на всё том же высоком уровне, что графика и текст. Оформленная в стиле «умных» научно-фантастических фильмов, она не только передает стиль и атмосферу вокруг героя, но будто сама рассказывает некую историю. Здесь нет веселых и задорных музыкальных произведений, так любимых создателями новелл о беззаботных буднях одного японского школьника. Вместо этого будьте любезны услышать настоящую музыку. 

Разработчики также не позабыли о звуках. Они здесь имеются, и, надо сказать, тоже весьма неплохи. Но мне показалось, что, в отличие от музыки, к окружающим звукам отнеслись менее серьезно: маловато их.

Mobirise

При неудачном стечении обстоятельств главный герой может отправиться на принудительную «переделку». Лежа на операционном столе, он вспоминает несвязные и бессмысленные на первый взгляд сценки. Но то лишь на первый взгляд. Определенно, в детстве с героем случилось что-то неприятное, возможно, мозг героя бессознательно заблокировал эти воспоминания, или их удалили. И это может быть как-то связано с рыжеволосой девушкой. Или это просто галлюцинации. Или сценарист просто забудет развить эту линию.

И музыка, и звуки прекрасно гармонируют с общей стилистикой произведения. Конечно, пока что рано выставлять Athanasy какую-либо оценку и критиковать ее или восхвалять. На демо-версию у меня ушло немногим менее получаса, но за эти полчаса видно: у игры есть большой потенциал. Самое плохое, что может произойти с Athanasy – это потеря интереса к проекту со стороны разработчиков и его дальнейшая заморозка, но такой исход событий маловероятен. Не знаю, откуда команда находит в себе силы «дожимать» проект до конца. Лично мне это пусть и дается, но всегда дается с трудом. Возможно, у тимлидера имеется какая-то технология из мира Athanasy, позволяющая черпать вдохновение из неиссякаемого источника?.. Не знаю, но все возможно.

Тем временем моя небольшая рецензия подходит к концу. Однако напоследок я задам несколько вопросов одному из разработчиков проекта касательно самой Athanasy и о российских визуальных новеллах в целом: 

Когда я проходил демо-версию Athanasy, меня не покидало ощущение, что я читаю одну из неизвестных ранее книг классического фантаста прошлого века. Вы и сами писали, что Athanasy вдохновлена западной твердой научной фантастикой, и даже перечисляли некоторых писателей-фантастов. Но какие конкретно книги (или не только книги), на Ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на разработку и на весь проект в целом?

Когда задумывался проект, лично для меня главным референсами были произведения Майкла Крайтона, Питера Уоттса и Пола Ди Филиппо. Этакие технотриллеры или фантастика ближнего прицела, сюжет в которых строится вокруг гипотетически осуществимых технологий или открытий и сопутствующей проблематики. Вначале история кажется «обычной» антиутопией, но с развитием сюжета на первое место выходят мотивы именно технотриллера. Кроме того, в Athanasy полно отсылок к классическим произведениям НФ, известным и не очень. Например, есть отсылки к «1984» Оруэлла, «Пурпурному облаку» Шила, «Улью Хельстрома» и «Дюне» Фрэнка Герберта, «Часу Быка» Ефремова, «Пасынкам Вселенной» Роберта Хайнлайна.

В отличие от многих других представителей визуальных новелл, в Athanasy имеется детально проработанный мир со своей историей, да и сама игра в целом не старается выехать исключительно на красивой графике или персонажах, как это часто бывает. Я не спорю, графика в игре потрясающая, но все же: лично для Вас Athanasy в первую очередь является литературным произведением, или же это сначала текстовый квест, компьютерная игра, и лишь затем – литература?

Athanasy родилась из другого нашего проекта, ныне заброшенного Biopoiesis, который должен был быть квестом от первого лица. Biopoiesis затевался именно ради визуальной эстетики. С Athanasy ситуация немного другая, мне очень давно не давало покоя медленное угасание фантастической литературы в России. За последние лет десять я могу вспомнить считанные единицы крупных НФ произведений от отечественных авторов, книги про попаданцев я фантастикой не считаю. Раз уж довелось поработать в игровом жанре, тесно связанном с литературой, я хотел хоть как-то выправить ситуацию, исходя из своих скромных возможностей, сделать такую новеллу, которая была бы интересна мне и людям вроде меня, воспитанным на классике НФ.

Не секрет, что действительно хорошие и продуманные визуальные новеллы от российских разработчиков можно пересчитать по пальцам одной руки. Как Вы вообще относитесь к РУВН-сообществу и его творчеству? И вообще, считаете ли Вы, что делить визуальные новеллы на РУВН и НеРУВН резонно?

Я не разделяю РУВН и НеРУВН. Думаю, процентное соотношение годноты и шлака везде примерно одинаково. Понимаю, что у меня, может быть, недостаточная начитанность, но я все же скажу крамольную вещь: даже среди зарубежных «игр» очень мало таких, которые могли бы тягаться с хорошей литературой. РУВН же пока находится не в самом выигрышном положении, т.к. для нас жанр молодой и работают в нем исключительно энтузиасты без опыта. Чем больше будет проектов, тем чаще будет появляться что-то годное. ИМХО, нашим разработчикам надо пытаться уходить от японских жанровых клише и искать что-то свое.

А какие бы новеллы от российских разработчиков посоветовали бы пройти?

Из того, что мне понравилось – «Грех» и недавняя демка «РадиоПульсар».

И наконец, последний вопрос. Имеются ли уже хотя бы приблизительные сроки и дедлайны, к которым Athanasy будет точно готова и выпущена?

Я надеюсь, к концу лета-началу осени у нас будет готов весь контент, и мы выйдем на финишную прямую. С этапами редактирования, перевода, тестирования и т.п. более-менее реалистично выглядят даты релиза с декабря этого года по февраль следующего.


Mobirise